КЕНДЗЮЦУ И КЕНДО
КЕНДЗЮЦУ И КЕНДО
 
         Кендзюцу – это японское искусство применения меча, и из него произошло кендо, путь применения меча. Кендзюцу составляет часть классического, японского будзюцу, в то время как кендо в наши дни, как считают, является частью классического будо.
          Хотя японский меч, по общему мнению, является самым благородным оружием в классическом вооружении воина, это было не всегда так. До 12 века бойцов публично награждали за их искусную стрельбу из лука, но отнюдь не за умелое обращение с мечом. До нас дошли имена многих известных лучников того времени, но нам неизвестны великие мастера меча этого раннего периода. Ситуация изменилась после выхода в 1259 году эдикта сёгуна Ходзё Токийори, который разрешал ношение меча лишь придворным и членам касты воинов. С этого момента меч стал символом воина и вытеснил лук в качестве самого предпочтительного оружия.
                   Японский меч.          
Японский меч являл собой душу воина, и перед ним, как таковым, благоговели и лелеяли его всю долгую жизнь. Полагали, что мечи обладают своей собственной жизнью, и некоторые рассматривались как счастливые, а другие как несчастливые, приносящие горе и нищету. Японская воинская этика требовала, чтобы меч никогда не был применён с гневом или злобой. Его единственным предназначением было искоренение зла; удаление злого бесстрастной хирургической операцией.
          До 10-го века все мечи были прямыми и с одним заострённым краем; и только впоследствии была введена хорошо нам знакомая изогнутая конструкция. Считается, что мечи самого лучшего качества, изготовлены в эпоху Камакура (1185-1333), во время войн между превосходящими других кланами, подобными Минамото и Тайра. Это было, в самом деле, подходящее время для испытания мечей.
          Во время вторжения монголов в 1274 и 1281 гг., была обнаружена слабость в конструкции меча: кончик был особенно уязвим по отношению к цепным кольчугам, которые носили захватчики, и отламывался, нарушая режущую силу лезвия. Горо Мюдо Масамуне устранил этот недостаток путём одновременного отпускания и заострения лезвия; ранее кончик закаливался и обрабатывался отдельно, что вызывало появление линий слабости в металле. Открытие Масамуне было принято всеми ведущими мастерами, и гордость первооткрывателя была такова, что он никогда не подписывал свои клинки, полагая, что их качество само определит автора!
         В эпоху Намбокучо (1336-1392) раскол в престолонаследии привёл к жестокой вражде между Северным и Южным императорами. В это время длинный меч, или ТАЧИ (tachi), был заменён более коротким и лёгким КАТАНА. Тачи был очень тяжёлым оружием, носимым на ремне у левого бедра режущей кромкой вниз, для того чтобы облегчить его использование конным воинам. Однако это было довольно-таки громоздко и требовало значительной силы и фехтовального искусства для того, чтобы быть эффективным. Фехтование с тачи включало мощные круговые удары, которые, из-за веса лезвия, приобретали значительную инерцию и делали технику довольно-таки несовершенной. Спешенные воины предпочитали использовать двуручный хват, потому что это обеспечивало лучший контроль. Хотя вес меча делал трудным обращение с ним,
он мог очень эффективно разбивать доспехи.
         Катана, в сравнении с ним, продевалась сквозь пояс, режущей кромкой вверх. Это более лёгкое оружие сделало возможным использование новых приёмов, которые были последовательно введены в воинские традиции кендзюцу и иайдзюцу.
         Корейские кузнецы, прибывшие в Японию в конце 16-го века, использовали принцип ковки сжатием, для того чтобы получить твёрдую сталь, которая была твёрдой на большую глубину и более упругой, чем предшествующие материалы.
                  История
         Как же развивалась передача знания о применении оружия. Вкратце: доказавший своё умение боец учил своим приёмам других членов школы, в которой он занимался. Эти школы существовали издавна, однако, самой старой из них, о которой сохранились исторические подтверждения, является НЕН РЮ Йошимото Санасиро, которая была основана в 1350 году. Некоторые мастера меча были феодалами, другие бродили по стране и учили тех, кто хотел у них учиться. Вероятно, самым известным из них был Цукахара Бокуден (1490- 1571), мастер, который путешествовал со свитой более чем в 100 человек.
          Мастера, желающие испытать своё умение, посылали вызовы другим известным мастерам. Если вызов принимался, эти двое встречались и бились настоящим оружием. Другие дуэли происходили как результат родовой вражды, или как дело чести. Было достаточно просто слегка задеть чей-нибудь находящийся в ножнах меч, чтобы нарваться на дуэль, и некоторые бойцы носили свои длинные мечи таким образом, чтобы сделать подобный контакт почти неизбежным. Не только другие воины были законным объектом нападения: невооружённые люди тоже могли ожидать, что окажутся сражёнными за такое оскорбление.
Тренировка в использовании меча должным образом означала занятия с настоящим оружием. Ясно, что это было очень опасно, и были придуманы такие формы тренировки, в которых каждое движение было заботливо спланировано. Эти формы были названы КАТА, и каждое из них фокусировалось на конкретной серии приёмов. Отмечено, что из 200 или около того школ, функционировавших в течение 18-го века, одна только школа ОНО ХА ИТТО РЮ использовала более 100 ката!
         В поисках большей реальности занятий был создан деревянный меч, или БОККЕН. Это позволяло отрабатывать в паре приёмы, которые ранее, с настоящими лезвиями, были слишком опасны. Важно, однако, отметить, что тренировки с боккеном никоим образом не заменяли ката. Если воин хотел достичь максимального успеха, были необходимы обе формы занятий. Боккен начинал всё больше применяться в дуэлях, уменьшая фатальность схваток, хотя он сам по себе был потенциально смертельным оружием. Известный мастер Миямото Мусаси (1584-1645) многих убил своим боккеном.
         Так как мечом, сделанным из древесины дуба, труднее было убить или покалечить, оказалось, что многие бойцы стали несколько беспечны во время занятий, недостаточно заботясь о контроле уровня контакта, результатом чего были окровавленные головы и тяжело ушибленные руки. В эпоху Эдо (1615-1868) были введены доспехи в виде решетчатой железной маски, снабжённой изнутри мягкими прокладками, нагрудника, сделанного из бамбуковых пластин, зашитых в плотную ткань, щитков на предплечьях и запястьях подобной же конструкции и подбитого мягким материалом передника. Они изменились в начале 19-го века, когда наручные щитки были заменены рукавицами и нагрудником, стала оборачивающая тело подбитая куртка. В современных доспехах эта куртка заменена выгнутым и твёрдым нагрудником, который заходит назад, чтобы закрыть рёбра. Боккен был заменён более лёгким бамбуковым СИНАЙ, который сделал возможным даже более быстрые удары.
         Когда эпоха Эндо близилась к завершению, стало ясно, что меч более не является действенным военным оружием. В 1876 году вышел указ, призванный отвергнуть меч, но через год восстал клан Сацума, мятеж удалось подавить лишь вызванной на помощь армией, использовавшей огнестрельное оружие. Жертва этого клана была не совсем напрасной, потому что правительству было ясно продемонстрирована степень воинского духа. С этих пор упадок в занятиях старым воинским искусством был приостановлен, и в школах и колледжах были введены специальные занятия. В   1912   году   различные   школы   кендо   собрались   вместе   и   пришли   к соглашению об установлении правил соревнований в доспехах и с бамбуковыми мечами.
                   Сегодняшняя практика
         Занятия кендо проводятся в додзё, или в «месте тренировки в постижении пути». Тому, кто занимается кендо – кендоке, - необходимо вести себя вежливо, кланяясь при входе и выходе из додзё, и выказывать уважение к учителю и другим ученикам. Фехтовальные принадлежности состоят из синай, маски (мен), нагрудника (до), подбитого мягким материалом передника (тапе) и рукавиц (коте). Форма в кендо состоит из куртки (кендоги), широких брюк (хакама) и головного полотенца (платка) (тенугуй).
          Кендока надевает свои доспехи и находит партнёра для занятий. Партнёры стоят друг перед другом примерно в 3-х метрах, удерживая синай в левой руке. Большой палец левой руки наложен на гарду. Двигаясь синхронно, оба партнёра опускаются на корточки, подтягивая при этом свои синаи к себе. Правая рука захватывает синай сразу за гардой, левая держит за нижнюю часть. Затем оба партнёра встают, и каждый отшагивает назад на полшага левой ногой. Синай находится на среднем уровне (чудан камае), остриём на высоте грудной клетки.
         Вес тела равномерно распределён на обе ноги, так что можно быстро перемещаться в любом направлении. Ноги скользят по земле, и дистанция регулируется или обычным шагом, или приставным. Правильная дистанция между фехтовальщиками, – когда скрещиваются только концы их синаев.
         Засчитываемые удары в область головы, рук и тела наносятся рубящими движениями (кири), исключая удар в горло, который наносится прямым ударом (цуки). Удары в голову используются чаще всего. Они делаются путём подъёма меча над головой и последующего быстрого опускания, при котором плечи являются центром вращения. Левая рука опускает меч, правая направляет его. После того, как меч минует вертикальное положение, слегка согнутые локти выпрямляются, и, перед самым ударом, правая рука сильно сжимает меч резким движением. Во время удара кендока испускает пронзительный крик, известный как КИАЙ.           
         Когда бы противник ни поднял свой синай в верхнее положение, он подставляет свой средний уровень под атаку. Запястья противника становятся уязвимы, если он держит меч под малым углом. Защищающийся оттягивает меч из чудан камае вперёд и рубит поперёк выставленных запястий.
         Пронзающие удары (цуки) делаются с вращением рук внутрь или наружу. Наибольшая сила развивается при скольжении вперёд с локтями, находящимися в жестком состоянии. Такие удары наносятся или вверх по диагонали в горло, или горизонтально.
                                            (Из книги Mitchell D. “The complete book of martial arts”.)